Пояснительная записка главы администрации Грязинского муниципального района
Пояснительная записка главы администрации Грязинского муниципального района Липецкой области о достигнутых значениях показателей для оценки
деятельности органов местного самоуправления Грязинского муниципального района за 2008 год и их планируемых значениях на 3-х летний период.
Грязинский муниципальный район расположен в восточной части Липецкой области и граничит с Тамбовской областью, Добринским, Усманским, Липецким, Добровским районами. На территории района протекают реки Воронеж, Матыра, Байгора, расположено крупнейшее в области Матырское водохранилище.
На территории района расположено 61 населенный пункт. 16 сельских поселений и 1 городское поселение г. Грязи.
Административным центром района является город Грязи, который расположен в 30 км юго-восточнее Липецка, на берегу реки Матыра. Город Грязи - крупный железнодорожный узел на Юго-Восточной железной дороге, где функционируют три железнодорожные станции, это перекресток крупнейших железнодорожных магистралей. Грязинский район является одним из крупных территориальных подразделений области, занимающим территорию 134,7 тыс. га с населением 73,1 тыс. человек, в том числе 47,4 тыс. - городское, 25,7 тыс. - сельское население
Экономический потенциал района составляют 20 крупных и средних промышленных предприятий, 364 малых предприятий, 11 сельхозпредприятий, 2138 индивидуальных предпринимателей, 91 крестьянско-фермерское хозяйство.
В основе структуры экономики района в качестве первичного звена выступают промышленные предприятия. Основой развития экономики района является машиностроительная отрасль, а также перерабатывающая отрасль и отрасль пищевой промышленности.
На территории Грязинского района реализуется масштабный проект – особая экономическая зона «Липецк». На сегодня заявлено к реализации 13 инвестиционных проектов в общей сложности с объёмом инвестиций в сумме 32,6 млрд.руб., планируется создать около 3 тыс. рабочих мест. Проходят процедуру регистрации ещё 3 резидента зоны.
Экономическое развитие:
Дорожное хозяйство района составляет 927,64 км. дорог. Основная часть их – дороги местного значения (66%). В настоящее время 100 % дорог района имеют твердое покрытие.
Ведется работа по улучшению качества дорог. В районе разработаны мероприятия по благоустройству территорий Грязинского муниципального района, согласно которым в 2009г. на ремонт дорог будет затрачено около 10 млн.руб.
В Грязинском муниципальном районе население на 100 % обеспечено автобусным сообщением.
К услугам пассажиров предоставлено 50 автобусных маршрутов, в том числе 22 городских маршрута, 21 внутримуниципальный. Кроме того, для перевозки учащихся сельских школ организовано 7 школьных маршрутов. Открыт социально-значимый пригородный маршрут «Грязи-Бутырки-ЦРБ».
Пассажирооборот на автомобильном транспорте в 2008 г. возрос на 13% и составил 54,8 млн. пассажирокилометров.
Регулярные пассажирские перевозки выполняют 1 акционерное общество и 6 индивидуальных предпринимателей. (40 % от общего объема).
Для улучшения условий перевозок, комфортности поездок приобретено за счет областных средств и средств местного бюджета 2 автобуса, обновился автобусный парк и частных перевозчиков.
Развитие малого и среднего предпринимательства в районе является стратегическим фактором, определяющим устойчивое развитие экономики района.
В течение последних трех лет число малых предприятий увеличилось со 130 до 364 или в 2,8 раза, количество индивидуальных предпринимателей с 1480 до 2138 в 1,5 раза.
Количество субъектов на 1000 жителей по итогам 2008 года составило 34,0. в 2007 году 29,1.
Количество малых предприятий на 1000 жителей по итогам отчетного года составило 5, в 2007 году -2,2, в 2006 году-1,2.
Сложившаяся отраслевая структура малого бизнеса за последние годы практически не менялась. Более привлекательной для малого бизнеса остается непроизводственная сфера, прежде всего торговля.
Доля занятых в малом бизнесе от общего количества занятых в экономике района составляет более 25 %. К 2011 году предполагается довести до 50 %.
Осуществляются мероприятия по финансово-кредитной поддержке в рамках областной «Программы государственной поддержки малого предпринимательства в Липецкой области на 2005-2008г.г.» За период с 2005 по 2008 год в рамках конкурсного отбора было поддержано 11 инвестиционных проектов. В результате использовано средств областного бюджета в размере 2,4 млн. руб., создано 600 рабочих мест.
Реализация мероприятий по государственной поддержке объектов инфраструктуры малого бизнеса позволила открыть информационно-консультационный центр в г. Грязи «Позитив». Центром предоставляются услуги: организационные, информационные, консультирование по бухгалтерскому учету и налогообложению, по правовым вопросам, использование компьютерных технологий в организации и ведении бизнеса.
В районе сформирована инфраструктура поддержки малого бизнеса, действуют межведомственная комиссия по преодолению административных барьеров, координационный совет по развитию малого бизнеса при главе администрации.
Субъекты малого предпринимательства участвуют в конкурсах и аукционах по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд.
За 2008 год доля размещения заказа для муниципальных нужд составила около 20%.
В целях решения существующих проблем в деятельности малого и среднего предпринимательства и создания оптимальных условий для их развития разработана и утверждена районная целевая Программа развития малого и среднего предпринимательства Грязинского муниципального района на 2009-2012 годы.
На ее реализацию предусмотрено 20 млн. руб., в том числе в 2009 году 3,1 млн. руб., из них 2,1 млн. руб. на создание фонда микрозаймов, 600 тыс. руб. молодым предпринимателям на возмещение затрат по организации собственного дела, 400 тыс. руб. на предоставление субсидий по компенсации части затрат по оплате процентов за пользование кредитом.
Основной целью политики администрации района в сфере развития малого и среднего предпринимательства является создание благоприятных условий для эффективного развития субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечение их конкурентоспособности, созданию новых рабочих мест.
В настоящее время завершается реализация трех инвестиционных проектов, направленных на организацию новых производств и создание дополнительных рабочих мест, два из которых Вы сегодня посетили, это: ООО «СНЭК ГРУПП» (производство пищевой продукции), количество рабочих мест - 190, ООО « Джокер Групп» (производство строительных материалов) - 70 рабочих мест, ООО «Флора–Л» (производство органических удобрений) - 100 рабочих мест.
В ходе реализации районной целевой Программы развития малого и среднего предпринимательства в 2009 году планируется довести количество субъектов малого предпринимательства на 1000 жителей до 40 единиц, к 2012 году до 48 единиц.
К 2012 году доля занятых в малом и среднем бизнесе возрастет до 50 %.
На сегодня в каждом сельском поселении разработаны мероприятия по созданию дополнительных рабочих мест.
Потребительский рынок района продолжает оказывать определяющее влияние на поддержание общеэкономической динамики на высоком уровне.
Несмотря на финансовый кризис удалось сохранить высокие показатели развития отрасли. Оборот розничной торговли за 2008 год составил более 4,6 млрд.руб. с темпом роста в сопоставимых ценах - 124% к 2007 году. Оборот общественного питания – 158,6 млн.руб. (110%), бытовых услуг- более 134,5млн.руб. или 152% к 2007 году. На одного жителя продано товаров и оказано услуг общественного питания более чем на 65 тыс.руб., бытовых услуг на 1,8 тыс. руб.
Развитие сети осуществляется в основном за счет инвестиций субъектов малого предпринимательства. Открыто 3 новых стационарных предприятий торговли, в т.ч. 2 вновь построенных магазина («Нептун», «Фортуна») общей площадью 448,4 кв.м., причем большинство открываемых в последнее время магазинов по торговле непродовольственными товарами, строительными материалами, мебелью. Открыты 5 объектов бытового обслуживания, в том числе парикмахерская, ателье, баня. В ОЭЗ введена в строй новая столовая на 76 посадочных мест, после реконструкции открыт второй зал в кафе «Пикник» на 72 посадочных места, и уже с начала этого года открыты два торговых центра , общей площадью более 2,5 тыс.кв.м. Открытие новых предприятий позволило создать более 80 рабочих мест.
Обеспеченность торговыми площадями на 1000 жителей на начало года 407 кв.м. (по области 375 кв.м.)
При наличии положительных тенденций в развитии потребительского рынка района имеются и проблемные вопросы, решение которых требует совместных усилий администрации Грязинского района и предприятий потребительской кооперации и субъектов малого бизнеса. Так, в районе отмечается неравномерность размещения стационарных торговых предприятий, около 70% объектов розничной торговли расположены в районном центре. Малый бизнес пока неохотно идет в те села, с численностью населения менее 300 человек.
Поэтому, для поддержки торгового и бытового обслуживания сельского населения, в районе принята муниципальная целевая Программа повышения качества торгового и бытового обслуживания сельского населения Грязинского муниципального района Липецкой области на 2009-2013 годы, на реализацию мероприятий которой в местном бюджете на 2009 год предусмотрено 150 тыс.руб.
Также, в целях поддержки мелкого и среднего предпринимательства принята районная целевая Программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Грязинском районе на 2009-2010 годы». Поддержка в первую очередь будет оказываться субъектам малого предпринимательства, ориентированным на сельскую местность, и в первую очередь в села, в которых отсутствует стационарная торговая сеть ( с численностью населения до 300 чел.). В 2009 году планируется открытие магазина в с. Б.Самовец, кафе в с.Плеханово.
Реализация мероприятий Программ позволила обеспечить рост оборота розничной торговли в сельской местности и организовать обслуживание 19 населенных пунктов, не имеющих стационарной торговой сети.
Стабилизируется ситуация по организации торговой деятельности на розничном рынке района. На благоустройство рынка за два последних года направлено 17,9 млн.руб., построено и введено в эксплуатацию три торговых павильона.
Не теряет своей актуальности практика проведения муниципальных розничных ярмарок по продаже товаров народного потребления, которые проводятся ежемесячно, что позволяет местным товаропроизводителям не только более эффективно использовать производственные мощности, но и повысить конкурентоспособность своей продукции.
Оборот рынка и ярмарок за 2008 год составил 656,2 млн.руб., что выше аналогичного периода прошлого года на 25%.
В целях недопущения снижения объемов услуг потребительского рынка, сокращения рабочих мест будет сохранена действующая схема размещения нестационарных объектов и наложен мараторий на их сокращение.
Администрацией района в целях обеспечения государственной поддержки хозяйствующих субъектов, использующих объекты нежилого фонда, находящихся в собственности города и района, сохранена ставка арендной платы на уровне 2008 года.
Сельскохозяйственный комплекс района представлен 11 хозяйствующими субъектами. Общая площадь по сельскохозяйственным предприятиям всех форм собственности составляет 89,4 тыс. га, сельскохозяйственные угодья – 81,2 тыс.га, площадь пашни - 62,4 тыс.га.
Под посевами сельскохозяйственных культур в 2008 году было занято 46 тыс. га.
Урожайность зерновых составила 44,6 ц/га, сахарной свеклы – 409,6 ц/га, подсолнечника – 17,1 ц/га, рапса – 16,3 ц/га.
За 2008 год сельскохозяйственными предприятиями района произведено молока 8068 тонн. Надой молока на корову составил 4485 кг, продуктивность дойного стада увеличилось на 51 кг за счет улучшения селекционной работы и кормовой базы. Отрасль животноводства в целом остается рентабельной.
На протяжении нескольких лет в сельскохозяйственных предприятиях сохраняется тенденция к получению прибыли. За 2008г. все действующие предприятия получили прибыль в объеме 18 млн. руб. На 2009г. прогнозируется получение прибыли в размере 18,5 млн. руб.
В целях активизации работы администрацией района совместно с управлением сельского хозяйства Липецкой области подписано соглашение о реализации мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства по повышению продуктивности животных, повышению плодородия почв, созданию новых рабочих мест. Согласно вышеуказанного соглашения планируется приобрести для всех хозяйств 4,8 тыс. тонн минеральных удобрений, 16 тракторов, 6 зерноуборочных комбайнов, 2 кормоуборочных комбайна.
В животноводстве планируется за счет создания малых форм хозяйствования и кооперативов соответствующего направления увеличить поголовье свиней и крупного рогатого скота.
Одним из главных составляющих устойчивого развития любой рыночной экономики является частный сектор. Начиная с 2006 года, 254 личных подсобных хозяйств и КФХ получили кредит в сумме 67,6 млн. рублей. Денежные средства были использованы на приобретение техники для ведения личного подсобного хозяйства: закуплено 13 единиц тракторов мощностью до 100 л.с., прицепной инвентарь, машин малой механизации –27 единиц. Построено и отремонтировано 3тыс. м2 сельхоз помещений. 18 семей закупили газовое оборудование и подключили свои дома к газовым сетям. Куплено 89 гол. коров , 5 гол. лошадей, 514 гол. свиней, 70 гол. овец. Разъяснительная работа по кредитованию личных подсобных хозяйств администрацией района проводится постоянно.
На территории района зарегистрированы 4 сельскохозяйственных потребительских кооператива.
За счет открытия новых предприятий увеличивается количество рабочих мест, тем самым повышается благосостояние тружеников села.
Доходы населения:
Социально- экономическая ситуация в 2008 году в Грязинском муниципальном районе характеризуется в основном положительными тенденциями.
Темпы роста в промышленности составили 194 %, сельском хозяйстве –110 %, объем инвестиций в основной капитал увеличился на 16 %, оборот розничной торговли – на 24%.
В 2008 году объём отгруженной продукции промышленного производства района увеличился почти в 2 раза и составил 4,8 млрд. руб.
Продолжается формирование особой экономической зоны промышленно-производственного типа « Липецк». Заявлено к реализации 13 инвестиционных проектов в общей сложности с объёмом инвестиций в сумме 32,6 млрд.руб.
Данные факторы повлияли на рост средней заработной платы. За 2008г. рост заработной платы составил 26,6%, в том числе в бюджетных учреждениях на 14 %.
Рост заработной платы в здравоохранении объясняется увеличением финансирования по всем источникам.
В стационарных подразделениях проводились выплаты за увеличение объема работ, за расширение зоны обслуживания, совместительство, совмещение. В амбулаторно-поликлинических подразделениях выплачивается доплата в зависимости от наработанных сумм, полученных от страховых компаний и выполнения плана по посещениям, и надбавка участковой сети в рамках национального проекта «Здоровье».
Рост заработной платы в учреждениях образования обусловлен за счет увеличения фонда оплаты труда из областного бюджета.
На прогнозируемый период предусмотрен рост средней заработной платы в целом по району на 10 %, за счет увеличения объемов отгруженной продукции и оказываемых платных услуг.
Здоровье:
Задачами здравоохранения Грязинского муниципального района остаются обеспечение стабильного функционирования отрасли при обязательном соблюдении гарантированных государством объемов и качества медицинской помощи населению.
Анализ работы учреждений здравоохранения показывает, что позитивные изменения в сфере здравоохранения обусловлены эффективной интеграцией профилактической и лечебной деятельности в единый механизм управления здоровьем населения. Созданы и продолжают создаваться необходимые условия для эффективной работы медицинского персонала и оказания квалифицированной помощи жителям района.
В целом затраты на содержание здравоохранения в районе выросли в 2008 году на 18,6 % по сравнению с 2007 годом и составили 196,4 млн. рублей к 177,7 млн. рублей в 2007 г., увеличено подушевое финансирование на 17 %.
МУЗ «Грязинская ЦРБ» быстрыми темпами, особенно за последние два года, улучшает свою материально – техническую базу: ведутся ремонты отделений, ФАПов, строятся офисы врачей общей практики, закупается современнейшее оборудование.
Учреждения здравоохранения работают по медико-экономическим стандартам, оплата медицинской помощи осуществляется по результатам деятельности на 100 %. Демографическая ситуация в Грязинском районе характеризуется умеренным устойчивым ростом рождаемости и снижением смертности. Рождаемость в 2008 году в районе увеличилась, родилось 877 детей, показатель 12,0 на 1000 населения (2007г. – 11,0).
Младенческая смертность снизилась, улучшилась профилактическая работа, отмечается рост доли населения получившего разнообразные медико-профилактические услуги. Так периодическими профосмотрами на 100% охвачены работники промышленных предприятий и сельского хозяйства. Продолжается диспансеризация работающего населения, углубленными профосмотрами охвачены подростки и все детское население района. Профилактическими осмотрами охвачены 91,4% населения в 2008 году к 88,5% в 2007 году. Уровень выявляемости туберкулеза при профосмотрах увеличился до 78%.
Увеличилась группа больных, находящихся на диспансерном наблюдении, улучшилось качество наблюдения за данной группой больных, а так же выделена и наблюдается группа риска по развитию различных заболеваний. Показатель диспансерного наблюдения составил 384,4 на 1000 населения по заболеваниям, с учетом группы риска – 455,6.
Увеличился процент охвата обследованием населения на социально значимые заболевания: онкозаболевания, заболевания передающиеся половым путем, сердечно-сосудистые заболевания. Первичный выход на инвалидность в 2008 году снизился и составил 65,5 на 10.000 населения против 86,8 в 2007г.
Показатель заболеваемости туберкулезом населения снизился на 17 %.
В рамках реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» поставлено и введено в эксплуатацию диагностическое оборудование на сумму 9,4 млн. рублей в 2007 – 2008 г., обновлен автопарк, полностью реконструированы и отремонтированы акушерско-обсервационное, кардиологическое, неврологическое отделения МУЗ «Грязинская ЦРБ», аптека, молочная кухня, проведен косметический ремонт поликлиники, женской консультации. МУЗ «Грязинская ЦРБ» оборудована автоматическим источником бесперебойного эл.питания, проведен ремонт кровли инфекционного отделения. Проведено строительство и ввод в эксплуатацию офисов общеврачебной практики в с. Плеханово и с.Фащевка. На эти цели затрачено в 2007-2008 г. более 42 млн. рублей
Коечная сеть района осталась на уровне 2007 года, мощность амбулаторно-поликлинических подразделений в ЦРБ увеличилась на 100 посещений за счет увеличения доступности и качества первичной медицинской помощи, в том числе и за счет открытия центров ОВП с. Плеханово и с.Фащевка.
На территории района большое внимание уделяется оптимизации здравоохранения, в том числе по развитию стационарозамещающих технологий. В районе из 615 стационарных коек 55 коек дневного пребывания, в дальнейшем планируется увеличение коек дневного пребывания, как более экономичных. Активно функционирует дневной стационар поликлиники как в МУЗ «Грязинская ЦРБ» так и в НУЗ «Узловая больница на ст. Грязи – Воронежские» и составляет 100 коек. Шире используется и такая технология как стационар на дому.
В связи с оптимизацией здравоохранения средняя продолжительность пребывания в стационаре сокращается с 12,4 в 2007 году до 11,7 в 2008 году и до 11,4 к 2011 году. Предусматривается сокращение круглосуточных коек в стационаре, позволит снизит затраты на оказание медицинской помощи по данному виду с 731,9 в 2008 году до 700 в 2011 году. Планируется снижение объема круглосуточной стационарной помощи с 2,5 до 2,2 на одного жителя и увеличение амбулаторной - поликлинической с 8,8 до 10,6 менее затратной и более доступной. С увеличение объема амбулаторно-поликлинической помощи будут снижаться объемы скорой медицинской помощи и приближаться к нормативам, предусмотренным Программой Госгарантий с 0,4 до 0,3.
В районе принята постановлением главы администрации Грязинского муниципального района № 230 от 02.12.2008г и действует районная целевая Программа «Совершенствование системы охраны здоровья населения Грязинского муниципального района на 2009-2013 г.» реализация, которой позволяет методично решать вопросы профилактики заболеваний, проводить мероприятия по снижению смертности населения от управляемых причин, сокращать уровень материнской и младенческой смертности, расширять и повышать результативность профилактических мероприятий, создавать условия для формирования у населения мотивации ведения здорового образа жизни.
Дошкольное и дополнительное образование детей:
В целях развития сети дошкольных образовательных учреждений в 2008 году создано 206 дополнительных мест за счет:
- реконструкции зданий под ДОУ (100 мест
- использования внутренних резервов действующих детских садов – открыта одна дополнительная группа (25 мест) ;
- открыты дополнительные группы в общеобразовательных учреждениях – 5 групп кратковременного пребывания детей на 80 мест.
В 2009 и последующих годах рост доли детей, получающих дошкольную образовательную услугу, будет обеспечен за счет реализации отмеченных направлений от 2 до 6% ежегодно.
Особое внимание будет уделено предшкольной подготовке детей через создание групп кратковременного пребывания детей дошкольного возраста на базе общеобразовательных учреждений района. До 2011 года число таких групп планируется увеличить на 100%.
В районе продолжена позитивная тенденция увеличения охвата детей услугами дополнительного образования: в 2008 году данный показатель составил 89%. В настоящее время функционирует 3 учреждения дополнительного образования детей. В процессе оптимизации сети образовательных учреждений в 2009г. планируется слияние двух учреждений (ЦРТДЮ и ЦТТ) в Центр творчества детей с целью более эффективного использования материально-технических, финансовых, кадровых ресурсов при сохранении и увеличении действующих объединений.
Образование:
В системе образования идут преобразования, направленные на повышение качества и доступности образования, рост эффективности управления, использования новых прогрессивных методов обучения и воспитания, справедливое распределение образовательных ресурсов.
В процессе оптимизации сети общеобразовательных учреждений, направленной на повышение качества образования за счет эффективного использования материально-технических, кадровых, финансовых, управленческих ресурсов, в 2008г. было закрыто 2 школы .
Однако еще не решена проблема качественного образования в сельских общеобразовательных учреждениях с низкой наполняемостью. Работа по оптимизации сети общеобразовательных учреждений будет продолжена путем закрытия, реорганизации средних общеобразовательных школ в основные. В 2009 гду планируется закрытие ООШ с.Телелюй (27 учащихся), до 2011 года – ООШ с.Кн.Байгора, реорганизация 5 средних школ в основные. Наполняемость классов планируется довести до плановой – 14 человек.
В целях эффективности функционирования городских общеобразовательных учреждений в 2009г. запланировано закрытие двух школ (СОШ №8 и ООШ №11), реорганизации средних школ в основные.
К 2011 году наполняемость классов планируется довести до плановой – 25 человек.
Во всех образовательных учреждениях района осуществлен переход на новую отраслевую систему оплаты труда с 1 января 2009г.
Продолжена работа по развитию независимой системы оценки качества образования как составной части общенациональной системы оценки качества образования (ОСОКО).
С 2003 года выпускники 11-х классов проходят государственную (итоговую) аттестацию в форме и по материалам ЕГЭ.
Удельный вес выпускников, сдавших ЕГЭ в 2008г. составил 94,06%. Работа по качественной подготовке выпускников будет продолжена. В 2011 году планируется довести данный показатель до 96%.
Выпускники 9-х классов с 2006 года принимают участие в федеральном эксперименте введения независимой системы оценки качества образования.
Усиление общественного участия в управлении образовательными учреждениями, создание государственно-общественных и коллегиальных форм управления является одним из важнейших направлений развития муниципального образования.
Физическая культура и спорт:
В районе большое внимание уделяется вовлечению населения района, особенно детей и подростков, занятиями физической культурой и спортом. В 2008 году проведено 47 мероприятий, в них приняли участие свыше 7 тыс. человек.
Численность занимающихся физической культурой и спортом в районе выросла и составила 12,3% от общей численности населения района, 2007 году - 9,6% .
Растет количество детей, занимающихся физической культурой и спортом в учреждениях дополнительного образования.
В конце 2007 года в районе был открыт плавательный бассейн. Были введены четыре новые ставки тренеров по плаванию и 2 ставки тренеров по фитнесу и другим оздоровительным направлениям.
Заметно увеличились затраты районных и областных бюджетных средств на развитие физической культуры и спорта, возросло количество спортивных соревнований по видам спорта, спортивных праздников. Ежегодно в районе проводятся Спартакиады трудящихся. Лучшие физкультурники и спортсмены участвуют в различных соревнованиях областного масштаба, ЦФО и России.
Так в 2008 году проведены: Спартакиада трудящихся района, круглогодичная спартакиада учащихся общеобразовательных учреждений, первенство района по видам спорта, открытые районные турниры, соревнования среди команд сельских поселений по микро- футболу, волейболу, футболу. Традиционными стали массовые физкультурно-оздоровительные мероприятия «Лыжня России», «Кросс Нации», «Кожаный мяч», «Оранжевый мяч». В них приняли участие жители района самого различного возраста.
Большинство сельсоветов проводят спортивные и физкультурно-оздоровительные мероприятия на территории поселений. В районе проводятся соревнования среди команд сельских поселений по видам спорта, Спартакиады сельского населения.
На предприятиях и организациях района также уделяют большое внимание развитию физической культуры и спорта. Явным лидером здесь на протяжении ряда лет является ОАО «Гидравлик». В прошедшем году на предприятии была проведена заводская Спартакиада по 6-ти видам спорта, проходившая на собственной спортивной базе.
Должное внимание данному вопросу уделяется руководством и других предприятий.
За последние 2 года в районе были построены четыре универсальные спортивные площадки с синтетическим покрытием для занятий игровыми командными видами спорта.
В 2008 году в районе начали культивироваться новые виды спорта – гребля на байдарках и Ашихара – карате. В 2009 году – бильярдный спорт.
На территории сельских поселений были восстановлены и вновь построены плоскостные спортивные сооружения: игровые спортивные площадки, гимнастические и силовые городки, полосы препятствия, футбольные поля.
Жилищно-коммунальное хозяйство:
В 2008 году жилищные и коммунальные услуги населению оказывали семь специализированных предприятий. На предприятиях муниципальной формы собственности работает 1120 человек.
Несмотря на сложное финансово-экономическое положение отраслевых предприятий весь объем жилищно-коммунальных услуг в прошедшем году предоставлялся без сбоев, предприятия качественно подготовились к отопительному сезону.
Кроме средств потребителей, источником финансирования мероприятий, реализуемых в жилищно-коммунальном комплексе, является бюджет.
В 2008 году продолжалась программа по переселению граждан из аварийного жилого фонда. Улучшили жилищные условия и проживают в жилье, отвечающем всем установленным санитарно-техническим нормам и правилам 13 семей или 28 человек. Необходимо отметить, что в 2008 году значительно уменьшилось финансирование из областного и федерального бюджетов, в то время как из местного бюджета выделяется все большее количество средств.
В 2008 году в рамках мероприятий по подготовке жилищного фонда к отопительному периоду 2008-2009 гг. на капитальный ремонт жилищного фонда направлено 14,7 млн. руб.
Основные положения Федерального закона от 21.07.2007г. № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального комплекса» выдвигают перечень условий, при выполнении которых осуществляется предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ: формирование на территории муниципального образования эффективных механизмов управления жилищным фондом; наличие необходимой нормативной правовой базы субъекта РФ и муниципальных правовых актов.
В рамках исполнения Федерального закона на территории района действует областная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Липецкой области на 2008-2011 гг.».
В соответствии с нормами Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирных домах обязаны выбрать один из способов управления многоквартирными домами.
На 01.01.2009 года в 100% многоквартирных домов собственники выбрали способ управления домами, в том числе непосредственное управление - 72%, управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом - 3 %, управление управляющей организацией - 25%.
В районе уделяется большое внимание вопросам улучшения качества водоснабжения населения.
В 2008 году на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов водоснабжения и водоотведения затрачено 10396,37 тыс. руб.
Общий объем средств, направленных на реализацию мероприятий по благоустройству территорий в 2008 году составляет 84490,52 тыс. руб., в том числе за счет средств областного бюджета в сумме 15878,6 тыс. руб., местных бюджетов 63371,92 тыс. руб. и 5240 тыс. руб. привлеченных на безвозмездной основе.
Капитально отремонтировано около 62,4 тыс. м2 дорожных покрытий, в том числе с асфальтовым покрытием – 22,3 тыс. м2. Построено 0, 353 тыс. м2 тротуаров. Дополнительно установлено 26 ед. светильников.
Дополнительно установлено 2 остановочных павильона.
В течение года введена в эксплуатацию 2-я карта полигона для хранения твердых бытовых отходов.
В 2008 году обеспечено надежное энергоснабжение всех потребителей Липецкой области. Поставка энергоресурсов осуществлялась в соответствии с необходимой тех¬нологической потребностью.
По программе тех. перевооружения и реконструкции построено 5,313 км высоковольных линий 10 кВ, 0,4 кВ – 7,7 км, введено в эксплуатацию 5 трансформаторных подстанций суммарной мощностью 500 кВА.
По программе построено 1,1 км высоковольных линий 10 кВ, 0,4 кВ – 5,4 км, введено в эксплуатацию 2 трансформаторных подстанции суммарной мощностью 500 кВА .
Приоритетным направлением развития электросетевого хозяйства является электроснабжение вновь строящегося жилья.
Обеспечено выполнение инвестиционных программ по газоснабжению и энергоснабжению области, финансирование которых предусматривалось в тарифах и за счет других источников.
Построено 16,31 км газовых сетей, газифицировано 637 квартир и 15 объектов соцкульбыта. Оснащённость приборами учёта расхода природного газа на вводах составила 81 %.
Приоритетным направлением развития электросетевого хозяйства является электроснабжение вновь строящегося жилья.
В рамках подготовки к отопительному сезону 2008-2009 гг. опрессовано 100 % тепловых сетей, устранено 33 порыва, заменено 600 м ветхих сетей, подготовлено 38 котельных. Выполнено работ по ремонту и замене оборудования на общую сумму 5000 тыс. руб.
В 2009г и последующий плановый период до 2011 года будут продолжены работа по модернизации теплоснабжения г. Грязи и района в целом, газификация и электрификация объектов района, замена ветхих сетей.
Доступность и качество жилья:
В районе за счет всех источников финансирования в 2008 г. введено более 38 тыс кв.м жилья с темпом роста 102%.
Ввод жилья на душу населения по району составил 0,52 кв.м на человека. ( по области 0,61 кв. м)
Большую роль в строительстве жилья играет ОГУП « Свой дом», который ежегодно наращивает темпы строительства и ввода жилья. За 2008г. сдано в эксплуатацию 30,6 т. м2.
План по строительству и вводу жилья в эксплуатацию в 2009г. составляет 42 тыс. кв. м.
Сегодня одно из решений проблемы улучшение жилищных условий населения района- индивидуальное строительство. В 2008 году было выделено 468 земельных участка.
В районе сформированы участки для комплексного жилищного строительства общей площадью 238 га на 960 усадеб, в том числе в северо-западном районе г. Грязи площадью 30 га на 160 коттеджей.
В каждом сельском поселении сформированы земельные участки для перевода из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов для жилищного строительства. Общая площадь участков 758,8 га.
В настоящее время идет процедура утверждения «Генерального плана проекта застройки и землепользования г. Грязи».
Организация муниципального управления:
За 2008 год в бюджет Грязинского муниципального района мобилизовано доходов в сумме 904813,6 тыс.руб. в том числе собственных доходов в сумме 297026 тыс.руб.и безвозмездных поступлений в сумме 607787,6 тыс.руб. Удельный вес собственных доходных источников в общем объеме доходов составляет 32,8%.
К уровню 2007 года поступление доходов увеличилось на 25231,6 тыс.руб. или рост составил 2,9%,. в том числе поступление собственных доходов увеличилось на 3,5% или на 10078 тыс.руб., безвозмездных поступлений поступило больше на 15153,6 тыс.руб или на 2,6%. Основной удельный вес в бюджете района занимает налог на доходы физических лиц 15,8%, налоги на имущество -4,9%, налог на прибыль организаций -4,1%, удельный вес безвозмездных поступлений из бюджетов других уровней составил 67,2%.
В 2008 году собственные доходы составили 181146,4 тыс.руб., или увеличились к уровню 2007 года на 50404,6 тыс.руб. или на 38,5 %. Рост произошел по налогу на доходы физических лиц на 35,1% ( 2008г.107256 тыс.руб., 2007 год 79390 тыс.руб.) за счет роста поступлений налога от предприятий железнодорожного транспорта и по предприятиям особой экономической зоны, и за счет роста поступлений от доходов, получаемых в виде арендной платы за земельные участки (2008 г.-28990 тыс.руб., 2007г.-21721 тыс.руб.)
Доля собственных доходов в общем объеме доходов бюджета района в 2008 году составила 20% или рост к 2007 году составил 5,1%.
В 2009 году и к 2011 году доля собственных доходов (за исключением безвозмездных поступлений, поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений, установленным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 58 Бюджетного Кодекса Российской Федерации в счет замены дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципального образования и доходов от платных услуг, оказываемых муниципальными бюджетными учреждениями_ в общем объеме доходов бюджета района прогнозно увеличится с 24% в 2009 году до 31,5% к 20011 году за счет роста поступлений налога на доходы физических лиц и платежей за землю.